Рецензия на «Дом странных детей» Ренсома Риггза

 

Главная фишка книги — фотографии. Настоящие, старые, черно-белые, очень странные фотографии. Я прятала эту книгу от маленькой дочки, чтобы ей потом не снились кошмары по ночам. И сама старалась не смотреть на них слишком долго. Снимки реальных, но давно умерших людей — тревожная штука. Это как раз тот случай, когда «если слишком долго всматриваться в бездну, бездна начнет всматриваться в тебя».

 

Бронвин

Злая медсестра

Странные близнецы
Фотографии из книги

 

Ренсом Риггз, несомненно, смелый человек, потому что он-то явно не боялся всматриваться в бездну. И она подарила ему его «странных детей», которые в книге явлены, в прямом смысле, с фотографической точностью. Результат получился очень далек от традиционных школьных «сочинений по картине».

Фотографии составляют изюминку этой книги, но они же и затормаживают ее. В некоторых сценах автор не может отказаться от искушения вставить в книгу необычную фотографию, не связанную с текстом, и ломает ради этого текст. Герои показывают эти снимки друг другу, находят их в самых необычных местах, вручают вместо визитной карточки. Иногда это уместно, иногда не очень.

 

Харон

 

Структура

Цикл состоит из трех книг: «Дом странных детей», «Город пустых», «Библиотека душ». Они связаны единым сюжетом, и первые две книги обрываются в напряженных местах, поэтому если читать, то все три части.

Из трилогии удачнее всего, наверное, вторая часть. Довольно вялое начало второй книги преобразуется в энергичное движение к цели: быстро сменяющиеся декорации, напряженные стычки, неприятный сюрприз в конце. Дом, превращенный в морозильную камеру, малышка, прячущаяся в ванной во время бомбежки, цыганский табор, уличный цирк.

Третья книга более неровна. Средневековые трущобы, медведи, боги, странные наркотики. Злодей в третьей книге становится откровенно картонным — он постоянно упускает возможность окончательно расправиться со всеми. Автор оказывается очень жалостлив к своим персонажам и выводит их целыми и невредимыми из самых страшных передряг.

Главная движущая цель положительных персонажей — выживание, «вернуть все как было». И они благополучно возвращают, еще и совершенствуют свой мир, делают его лучше. А потом вторгаются в наш мир и цинично сводят кое-кого с ума. Этики тут немножко не хватает, конечно, но вроде бы на звание второго Достоевского Риггз и не претендовал.

 

Фильм «Дом странных детей мисс Перегрин»

Великолепные актеры и гениальный режиссер. Чего-чего, а «странности» Тиму Бертону не занимать. Однако герои — все-таки дети, значит дети и будут смотреть фильм. Режиссер учитывает детскую аудиторию, но весьма своеобразно: сначала пугает (довольно сильно), а потом старается развеселить и смеется над страшным. Из-за этого местами получается не очень приятное снисходительное «БУ!» По‑настоящему жуткие кадры (вырванные глаза, появление чудовища у моря) сменяются гротеском в стиле пугалок из летних лагерей (вырванных глаз становится слишком много, а злодеи желают друг другу приятного аппетита), а потом и вовсе переключаются на комедию — чудовищ закидывают снежками и еще непонятно чем, и монстры становятся похожи на осыпанного перьями грабителя из «Один дома».

При этом в фильме есть великолепные сцены, которые хочется пересматривать. Наверное, самая лучшая — это сцена разворота временной петли под «Run Rabbit Run»: патефон и падающие снаряды, зонтик и противогазы — качественное соединение причудливо разных деталей. Подводные сцены тоже эффектны. Прелестны детали, которых нет в книге — арбалет мисс Перегрин, черные ногти‑когти, обхватывающие часы, ласковое прозвище «тыгрыску», тени от пальцев дедушки на потолке.

 

дом странных детей постер
Постер к фильму

 

Некоторые картинки вторичны. Битва гомункулов у Еноха очень напоминает «Историю игрушек», причем в «Истории игрушек» было, как ни странно, страшнее. Главный антагонист очень похож на альбиноса из фильма «Человек Омега». Неуклюжие руки-ноги чудовищ — как тут не вспомнить Эдварда Руки-ножницы? Но спасибо за это воспоминание.

 

Выводы

Стоит ли читать «Дом странных детей»? О, если вы ищете психологической глубины, философской высоты, детективной запутанности или логической строгости — не надо, не читайте. Если просто хотите историю, историю ради истории, если согласны впустить в свою голову мальчика, в животе у которого живут пчелы, птицу‑имбрину, чудищ с тремя языками, перевозчика Харона, с длинными, как сосиски, пальцами на ногах, знахарку, делающую драгоценное лекарство из своего собственного тела, говорящую собаку с трубкой в зубах — тогда почему бы и нет?

 

Автор рецензии: Ирина Кононова

При копировании материалов обязательна ссылка на lyublit.ru

Добавить комментарий